Полезно знать

08.08.2012

Тенденции развития рынка рекламы, которые выделяют эксперты в области исследований, – это укрупнение форм рекламного бизнеса и высокие темпы роста расходов на рекламу.

На данный момент количество коммуникационных агентств по России исчисляется десятками тысяч. В одной только столице, согласно справочнику «Рекламные агентства Москвы», их более 1500.

Сегодня рекламная и PR индустрия представлена агентствами двух типов – локальными и сетевыми. На Западе процесс глобализации рекламного рынка ознаменовался в том числе чередой слияний и поглощений, которые привели к образованию международных групп компаний и коммуникационных холдингов. Эта тенденция коснулась и России, однако, сетевые европейские агентства, выходя на российский рынок, предпочитают создавать некий «симбиоз», когда во главе стоит крупная международная компания, а на локальном уровне она представлена российским партнером, который отлично ориентируется в местном рынке и хорошо знает его емкость.

Современные тенденции развития рынка рекламы, выход локальных агентств на более высокие уровни в рейтингах заставляет международные сетевые агентства более активно заявлять о своих позициях на российском рынке.

Многие международные гиганты стараются захватить самые перспективные ниши – интернет и digital-рекламу. Так, например, коммуникационное агентство Ogilvy & Mather Russia приобрело у холдинга Next Media Group контрольный пакет акций digital-агентства Promo Interactive, чем утвердило свои позиции на растущем российском digital-рынке. Многие локальные российские агентства также видят свою выгоду в сотрудничестве с сетевыми: присоединение «под крыло» западного агентства дает возможность получать крупных международных заказчиков, а также свободно использовать в работе опыт головной компании.

«Что касается российского рынка, все меньше места останется для маленьких агентств, в связи с тем, что рекламное время очень дорого. Больше и больше компаний будут нести свои рекламные бюджеты в более крупные агентства: у них больше вес на рынке», – прокомментировала председатель совета директоров ГК BBDO Russia Элла Стюарт. По мнению экспертов, коммуникационный бизнес в России давно привлек внимание крупных международных игроков, также специалисты считают, что на лицо тенденция по укрупнению форм бизнеса: локальных агентств становится все меньше, а холдингов и сетей – больше. 2012 год стал показательным в этом плане. Так, например, в этом году произошло окончательное поглощение The PBN Company, работавшей на российском рынке с 1990 года, Британской медиагруппой WPP, которая получила в итоге 75% акций после объединения. Также французская медиагруппа Publics поглотила «Фабрику творчества», которая теперь стала частью агентства Saatchi & Saatchi.

По итогам 2011 года рекламный рынок России составил 263 миллиардов руб., половина которого пришлась на первую десятку медиагрупп и рекламных агентств России в рейтинге AllAdvertising.ru.

На сегодняшний день российский рекламный рынок считается одним из самых быстро растущих, наряду с китайский, индийским и бразильским. Эксперты считают, что к концу текущего года Россия должна войти в Топ-10 «рекламных держав» мира, а к концу 2013 г. подняться в рейтинге до седьмой позиции, а по общему вкладу в рост мирового рынка – занять третье место после Китая и США.

Объемы рынка продолжают увеличиваться: за первое полугодие 2012 года объем рынка составил, по подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России, 205 млрд. руб., что на 14% превысило показатели прошлого года за аналогичный период. Group M и ZenithOptimedia прогнозируют, что годовой объем рынка рекламы может составить 290,4 – 297,7 млрд рублей. Что касается распределения расходов по каналам рекламной коммуникации, то, по подсчетам коммуникационной группы ZenithOptimedia, за 2012 год рекламодатели потратили на телевидение 143,5 миллиарда рублей, на рекламу в интернете – 58,5 миллиардов, на рекламу в печатных СМИ – 41,9 миллиарда, на радио-рекламу – 13,9 миллиардов и на наружную рекламу – 37,4 миллиарда.

Самый долгосрочный прогноз по развитию рынка России составили эксперты «Видео Интернешнл»: к 2015 году он увеличится вдвое, а общие расходы на рекламу вырастут до 464 миллиардов рублей.


Каких навыков вам сегодня не хватает