Полезно знать

19.06.2013

Сначала нужно определиться, о чем идёт речь. Что такое продвижение интернет-проекта или стартапа?

Как правило, продвижение интернет-проекта начинается задолго до начала его запуска и функционирования. Именно в это время у его создателей рождается идея: «Хотим, чтобы о нашем проекте узнали заранее!». Именно это часто слышим мы от наших потенциальных клиентов. Поэтому, большинство интернет-проектов, которые нуждаются в PR-поддержке можно приравнять к стартапам.

Что же такое продвижение стартапа в интернете и в СМИ? Разберемся в терминах. Слово «стартап» появилось в русском языке совсем недавно. Оно произошло от английского «start up» — «возникать», «начинать работать» — и означает проект с небольшой операционной историей и амбициозными планами на будущее. Люди, которые занимаются этими проектами, — стартаперы — обычно не прибегают к устаревающим способам раскрутки своих детищ, предпочитая им более прогрессивный — Интернет.

Интернет — лучший друг стартапера

Почему все больше и больше людей выбирают именно интернет в качестве основного PR-инструмента? Основной причиной является непрерывное развитие сети и вовлечение всё большего количества потенциальных клиентов. Вполне логично и интернет-проекту искать свою аудиторию именно на этом поле!

Согласно статистике коллективного блога Habrahabr , рост рынка электронной коммерции за 2012 год составил 28%. Согласитесь, увеличение эффективности почти на треть за двенадцать месяцев — неплохой показатель. В то же время, скажем, реклама на билбордах (уличных рекламных щитах) не стала значительно более популярной.

Продвижение стартапа в интернете практикуется всё чаще еще и потому, что это не требует серьёзных финансовых затрат. Если сравнивать, например, всё с той же рекламой на билборде, интернет-продвижение проекта будет стоить в среднем в 5-7 раз дешевле.

Как раскрутить проект в сети самостоятельно?

#1 Первый и самый важный совет, актуальный еще до того момента, когда проект уже будет требовать «раскрутки», состоит в том, что стартап обязательно должен быть актуальной новинкой на рынке. В качестве удачного примера приведем бургерную Chef’s Cafe в центре Нижнего Новгорода, вблизи главных университетов города. Здесь можно не только скушать бургер или салат, приготовленный тут же, на импровизированной кухне, но и почитать книгу из собственной библиотеки Chef’s, и приобрести блокноты hand-made, и посидеть в соцсетях — есть бесплатный Wi-Fi… Как не трудно понять, создатели следят за трендами студенческой жизни.

О бургерной студенты узнают с публичных страниц «ВКонтакте» и благодаря ссылкам на сайтах партнеров. Конечно, это не сразу помогло привлечь много новых посетителей, однако это работает.

pr стартапа

Месседж

#2 Стартап должен иметь собственный «месседж», который будет отражаться и в рекламе.

Примером здесь нам послужит небезызвестный для многих ресурс. Кикстартер позволяет собрать средства для реализации интересной идеи — это новый способ инвестирования финансов в перспективные проекты. Слоган звучит максимально просто и привлекательно: «Кикстартер — это крупнейшая в мире платформа для финансирования креативных идей».

С первого взгляда заметно, что над продвижением самого Кикстартера работали профессионалы. Структурированный и правильно поданный материал, большое количество привлеченных партнеров, тысячи упоминаний в СМИ, блогах и на форумах.

Путевая заметка. Как работает Кикстартер? Группа изобретательных ребят задумывают написать веганскую кулинарную книгу для «зомби». В обмен, скажем, на 50$, вложенные в этот проект, инвестор получает два экземпляра книги с подписями авторов, набор тематических наклеек и некоторые другие приятные бонусы в качестве благодарности.

Привлечение целевой аудитории

#3. Далее необходимо подумать, какие способы привлечения клиентов подходят именно для вашего стартапа, ведь для PR интернет-проектов этот момент является ключевым. Определение целевых аудиторий напрямую влияет на выбор каналов коммуникаций, инструменты, которые будут использоваться при продвижении.

PR в СМИ

#4 Нужен ли молодым компаниям и сервисам, развивающимся в интернете, выход в СМИ? Какие СМИ интересны и нужны ли публикации в офф-лайн СМИ, то есть в традиционных печатных газетах и журналах?

Чтобы обратить внимание журналиста из печатного издания на молодой проект, его создателям действительно надо хорошенько потрудиться. И не над тем, чтобы понравиться журналисту, а над тем, чтобы проект был действительно интересным, а продукт или сервис — качественным и инновационным. Если в процессе общения вскроется, что это не так, деваться уже будет некуда.

Что касается СМИ. У каждого проекта своя аудитория, свои цели. Поэтому выход в те или иные СМИ нужно планировать для каждого проекта индивидуально. В частности, если цель PR-кампании — создание репутации надежного игрока на рынке, то вероятно для такого стартапа важно попасть в деловые СМИ. При этом вес печатных изданий сегодня в глазах людей, заинтересованных в продвижении своих проектов в СМИ, значительно ниже, чем у онлайн изданий и порталов. К тому же, получение внимания целевых аудиторий, читающих онлайн СМИ, значительно важнее для интернет-проектов, чем для других.

Мероприятия

#5 Ни одна PR-кампания не обходится без мероприятий. Если отказаться от организации собственных мероприятий для PR интернет-проекта еще можно, то обойтись без участия в отраслевых или профессиональных мероприятиях невозможно. Внимательно следите за календарем мероприятий! Не упустите свой шанс показать себя и свой проект публике. К тому же, в рамках мероприятия можно легко завести полезные контакты, познакомиться с журналистами.

Не уверен, не берись!

В качестве бонуса: PR проектов в интернет, безусловно, является самым доступным и эффективным инструментом продвижения стартапа. Самостоятельно сделать свой проект популярным возможно, пусть это отнимает силы и время. Однако можно заняться любимым делом, полностью погрузиться в развитие своей идеи, доверив продвижение профессионалам — таким, какие работают в коммуникационных агентствах, а лучше тех, кто уже имеет успешных опыт в продвижении схожих проектов.

Минутка статистики: Kickstarter, который доверили профессионалам, стал приносить прибыль уже спустя несколько дней после запуска. А бургерной «Chef’s», о котором мы говорили в начале статьи, для этого понадобился год. Напомним, что в последнем случае создатели занимались «раскруткой» самостоятельно.

И последнее, начиная общение с целевыми аудиториями помните: моментально прервать его Вам вряд ли удасться. Это непрерывный процесс. Именно поэтому к его началу надо основательно подготовиться. Если вы планируете заниматься продвижением интернет-проекта самостоятельно, внимательно взвесьте все за и против, выявите «слабые места», попытайтесь предугадать самые каверзные вопросы целевой аудитории к вам. Если после запуска коммуникационной кампании ответа хотя бы на один из вопросов у вас не найдется, придется включать «кризисные коммуникации», что не сыграет вам на руку. Если же вы не уверены в своих силах до конца, то лучше отдать этот вопрос в ведение специалистов, например, профессиональных pr-менеджеров нашего агентства. В любом случае, обратившись к нам, вы всегда можете получить детальные и бесплатные консультации по наиболее волнующим вас вопросам.

Семинар-практикум в Высшей школе экономики по теме: «PR-стартапа»:

- зачем и в какой форме нужен
- роль агентства
- наиболее интересный формат работы с агентством
- как привлечь представителей СМИ


Каких навыков вам сегодня не хватает